Протоиерей Василий Евдокимов (14.08.1903 - 18.12.1990)

Отец Василий Евдокимов - один из малого числа избранных, доживших до тех времен, когда в конце 1980-х - начале 1990-х годов ХХ века повсеместно стали открываться церкви и монастыри, вновь затеплились лампады в закрытых доселе храмах.

Для храма святителя Николая в Кленниках о. Василий - последний из маросейских братьев, рукоположенных во священный сан, и духовный сын архимандрита Бориса (Холчева) - стал живым связующим звеном между периодом служения св. прав. Алексия и сщмч. Сергия и нами, между закрытием храма и новой страницей жизни церковной общины. Поэтому мы помещаем объемную статью о его жизни и служении.

Василий Евдокимов родился 1/14.08.1903 г. в г. Козлове Тамбовской губернии, в благочестивой семье купца Феодора Михайловича Евдокимова и его супруги Александры Андреевны.

С детства вся жизнь Василия была связана с церковью - учеба в церковно-приходской школе, рассказы бабушки о поездках на богомолье, размеренный ритм провинциального семейного быта с соблюдением постов и праздников. В детстве он и играл «в церковь».

После октябрьского переворота лавка Евдокимовых была экспроприирована новой властью. Чтоб спасти хотя бы дом, в конце 1919 г. Василий вместе с отцом поступают на работу в картографический отдел штаба южного округа Красной армии. Здесь Василий обучился делопроизводству, а в 1924 г. он закончил бухгалтерские курсы. Эти знания весьма пригодились в дальнейшем, когда Василию Феодоровичу пришлось пройти лагеря и ссылки.

В 1924 г. игумен Иларий (старец, ранее бывший настоятелем одного из закрытых монастырей), к которому Василий пошел на исповедь, благословил его стать иподиаконом у местного архиерея - архиепископа Димитрия (Добросердова). Василий стал его любимым иподиаконом, с которым владыка служил вплоть до своего отъезда из Козлова в столицу по распоряжению ГПУ осенью 1925 г.

После отъезда владыки Василий отправился в село Холмищи на совет к жившему там после закрытия Оптиной пустыни старцу Нектарию. Тот сказал: «Пойдешь по церковной дороге - постигнет благополучие, не пойдешь по церковной дороге - постигнет злополучие. Поезжай в Москву к архиепископу Димитрию». Назначил и дату отъезда. Совет старца Василий исполнил в точности.

В канун нового 1926 г. Василий получает от старца Нектария благословение духовно окормляться у о. Сергия Мечёва на Маросейке и становится постоянным прихожанином храма Свт. Николая в Кленниках. 
В июле 1926 г. архиепископ Димитрий под давлением властей уезжает в Кисловодск. Там он тайно управляет епархией, территория которой вся была в руках обновленцев, кроме отдельных верных Православной Церкви храмов. Управление владыка осуществлял через Василия, бывшего и келейником, и посыльным, и секретарем.

Через некоторое время старец Нектарий присылает записку Василию - «Если владыка не ставит тебя во священники - уезжай от него». По слову старца он возвращается в Москву и устраивается сторожем сначала в магазин, а затем в храм Свт. Николая в Кленниках. Ночами он работал, днем же посещал церковные службы и много читал.

В ночь на 29.10.1929 г. он был арестован вместе со своим духовным отцом о. Сергием Мечёвым, иеромонахом Саввой (Чиркиным), о. Константином Ровинским, Сергеем Никитиным, О.А. Остолоповой, другими братьями общины. В эту ночь арестовали более 200 «церковников» по всему городу. Василию дали 3 года лагерей и отправили на Соловки. Выжить в тяжелейших условиях и оказывать помощь другим ему позволила специальность бухгалтера и делопроизводителя. После освобождения в июне 1932 г. он едет в Москву, чтобы быть поближе к членам маросейской общины.

В феврале 1933 г. - снова арест, следствие, срок. В августе 1935 г. он освобожден из лагеря и сослан в г. Ковров Владимирской области. Там Василий знакомится с епископом Афанасием (Сахаровым) - выдающимся молитвенником, аскетом, исповедником веры, гимнографом, знатоком Устава церковного (ныне прославлен в лике святых).

По окончании срока ссылки в 1938 г. Василий Феодорович едет под Калинин, где потаенно живет о. Сергий Мечёв. Он поселяется с ним в доме, помогает своему духовному отцу. В августе 1941 г. он женится на Татиане Алексеевне Давидовой, также давней и преданной духовной дочери о. Сергия Мечёва.

В октябре 1941 г. Василия Феодоровича призывают в армию, летом 1942 мобилизуют. Он возвращается в Москву, но в 1948 г. власти настоятельно предлагают ему уехать из столицы как бывшему заключенному; он едет во Владимир, где и живет до 1953 г., работая бухгалтером.

Затем жизнь его резко меняется. Один из членов маросейской общины, духовный сын о. Алексия и о. Сергия Мечёвых, протоиерей Борис Холчев (впоследствии архимандрит), после долгих лет репрессий вернувшийся на служение Церкви и живший в Средней Азии, пригласил Василия Феодоровича приехать в Ташкент.

18 апреля 1954 г. он был рукоположен во иерея.

Невзирая на уже далеко не молодой возраст, о. Василий ревностно служил Христовой Церкви. Ему приходилось по 14 часов бывать на ногах, совершая службы и требы. Служить ему довелось в Фергане и в Оше (там он был благочинным Южной Киргизии). В то время вновь начались гонения на веру и Церковь. По ложному обвинению власти лишили о.Василия регистрации, а без нее запрещалось совершать богослужение. Ему пришлось переехать в Ташкент, где он стал заведовать епархиальной свечной мастерской и лишь изредка служить, замещая отсутствующих священников. Здесь он тесно общался с о. Борисом Холчевым, о чем о. Василий часто вспоминал. 

В Средней Азии о. Василий жил на протяжении более чем 30 лет - лишь в 1987 г. он вышел по состоянию здоровья за штат и вернулся в Москву.
Много молился о. Василий об открытии дорогого ему храма. Когда приходящие к нему спрашивали, нужно ли молиться об этом, то твердо отвечал: «Да».

Отошел ко Господу о. Василий во время первой после открытия маросейского храма всенощной под праздник Святителя Николая, в момент, когда во всех церквах пели «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»


Он был истинным исповедником веры Христовой. Всей жизнью своей о.Василий засвидетельствовал верность Господу и Православной Церкви.

Отпевали о. Василия в его любимом храме.

Похоронен о. Василий на московском кладбище «Введенские горы», чаще именуемом «Немецкое», уч.3-2.

 

Особо почитаемые святые, новомученики и исповедники

Духовенство храма

Поиск материалов


ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ