Одна вновь открытая страничка истории храма, 1935-1960 гг.

После закрытия храма и его разорения в 1932 году здание не было целиком занято конторами различных организаций, но часть его была перестроена под жилье.

Сведения об этом содержатся в изданной Свято-Даниловым монастырем книге о схимонахине Гаврииле (Александровой) - духовной дочери св. прав. Алексия, но матушка проживала в подвальном этаже дома причта. Подробностями того , что в те годы происходило в помещениях самого храма, мы не располагали.   Но недавно нам удалось разыскать жильцов - «насельников» церковного здания.

Одна из них, Клокова София Васильевна, до сих пор считает, и не без оснований, храм святителя Николая в Кленниках своим родным домом!
Мы договорились с нею о встрече по телефону. Как только она вошла в служебные помещения храма на 2-м этаже, где была их коммунальная квартира, тут же заплакала. Что не удивительно - ведь ее жизнь с 1938 по 1960 гг., годы детства и юности прошли в этих стенах. 

Она поделилась своими воспоминаниями с нами.

Ее родители, Степанида и Василий, оба были слепорожденными. Степанида, приехав в 1908 г. в Москву из Рязанской области, поступила в школу для слепых, находившуюся на ул. Кузнецкий Мост. Там она освоила шрифт Брайля, выучилась Закону Божию и пению и впоследствии всю жизнь пела в церковном хоре двух храмов - Елоховского Богоявленского кафедрального собора и храма Воскресения Христова в Сокольниках (там ее и отпели в 1973 году). Хор слепых был большим, в составе было около 25 человек.

Через некоторое время, в 1935 году, ей дали жилье - часть комнаты в коммунальной квартире по адресу ул. Богдана Хмельницкого (так называли улицу Маросейка в годы советской власти), дом 5, квартира 7. Степанида Михайловна вышла замуж и родила двух зрячих дочерей - Надежду и Софию. Младшая, София - наша собеседница - родилась в 1938 году именно здесь. Отец семейства рано умер, и девочки остались со слепою матерью.

Комната, где жила их семья из 4-х человек да еще соседка с ребенком, была на 2-м этаже – сейчас это площадка главной лестницы. По самым приблизительным подсчетам, площадь их жилья составляла метров 14 квадратных - на 6 человек. Вход непосредственно в бывшее помещение самого храма был отгорожен стеной. 

Поднимались наверх жильцы через вторую («черную») лестницу, ведущую во двор; там, где сейчас расположены подсобные помещения храма, была кухня и еще две небольшие комнаты, до того перенаселенные, что взрослая дочь одной из соседских семей вынуждена была поставить свою кровать под окно внутренней лестницы. Ныне на площадочке, имеющейся под этим окошком, располагается вешалка для верхней одежды прихожан, куда и пройти-то можно лишь аккуратно, бочком... Таким был коммунальный быт того голодного, страшного времени.

Хорошо помнит София Васильевна семью Мечевых, проживавшую во втором этаже церковного дома; трудно жили они после ареста сщмч. Сергия.

Сближения между жильцами новой эпохи и прежними обитателями Маросейки не было, невзирая на причастность Степаниды Михайловны к церковной жизни. То была эпоха всеобщего страха.

Играя и гуляя в церковном дворе, дети видели и запомнили «бабушку Лиду» (так звали в миру схимон. Гавриилу), к которой в полуподвальную комнатушку, окошком в этот двор, приходило множество людей - как мы сейчас знаем, за духовной помощью, наставлениями, молитвой. Конечно, запомнилось детям и множество кошек, которых матушка Гавриила кормила, жалея, в те голодные годы.

Рассказала София Васильевна и такую жуткую подробность - увы, не редкую для того времени. Мальчишки, играя во дворе, откапывали черепа из захоронений церковного некрополя (к тому времени кресты с могил были сняты) и пугали малышей, размахивая человеческими останками.

В нижнем этаже - там, где сейчас придел Всех святых, в земле Российской просиявших, и там, где пребывает рака со св. мощами св. прав. Алексия, проживали также слепые. Как помнится Софии Васильевне, в одном большом помещении стояли в ряд кровати, разделенные тумбочками; жили там около 8 человек. Была среди них и женщина слепоглухонемая.

Они нуждались в помощи, и София им всячески помогала - ведь она выросла со слепой матерью и потребности незрячего понимала с полуслова. В 1959-60 годы помещение храма жильцами было освобождено, власти предоставили им более комфортабельное жилье.

Семья Клоковых уехала в числе последних, а уже после расселения помещение квартиры также было передано организации.


Из рассказа Софии Васильевны следует, что и по закрытии храма святые прав. Алексий и сщмч. Сергий своими молитвами хранили от поругания сей Дом Божий, ведь стены храма служили приютом слепцам-инвалидам, нуждавшимся в помощи и человеческой, и Божией.

 

Особо почитаемые святые, новомученики и исповедники

Духовенство храма

Поиск материалов


ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ